Обычная версия
Шрифт -
Шрифт +
Настройки по умолчанию

Новости

11 сентября 2020 г.

Режим дня и гигиена сна школьника

Режим дня и гигиена сна школьника

С приходом яркой и солнечной осени начинается и учебный процесс.  Не секрет, что каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, успешным, образованным, разносторонне развитым, а в дальнейшем – знаменитым. «Все мы родом из детства» –  поэтому  очень важно правильно настроить ребенка  на великие дела, безопасное поведение,  как в школьном  процессе, так и  в  повседневной  жизни.

 Что  такое  режим  дня  и  почему  необходимо  его  соблюдать школьникам?

Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью. «Время – драгоценное из всех средств» –  цитата Теофраста, великого  древнегреческого  философа, теоретика музыки, одного  из создателей ботаники

Режим дня нужен для того, чтобы рассеянность и неорганизованность не стали поглощать время, предназначенное для рационального его использования, в том числе – для отдыха. Режим  всего дня – путеводитель разумного и эффективного использования  времени. Без навыка успешного планирования своего дня, человек не научится строить планы, рационально планировать свой дневной график. По разумному режиму дня работали творческие люди — Бетховен и Кафка, Жорж Санд и Пикассо, Агата Кристи, Лев Толстой, Генри Джеймс, Чарльз Диккенс и т.д. Эти известные люди, чтобы сосредоточиться, собрать волю в кулак, сесть за работу – и достичь выдающихся результатов, планировали свои действия тщательным образом.

Режим дня – это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Главной задачей распорядка дня является обеспечение высокого уровня работоспособности, так как сам режим составляется в соответствии с биологическим ритмом функционирования организма. К примеру, организм активнее работает в период с 11:00 до 13:00 и с 16:00 до 18:00, поэтому вся важная деятельность должна планироваться именно на эти временные промежутки.

В силу своей физиологической незрелости не  для кого не секрет, что дети учатся всему постепенно. Время для них относительно. Для 3-х летнего малыша, который едва представляет себе, что такое «завтра» и не осознает, что значит «через неделю», все события выстраиваются относительно друг друга. Например, ему понятно, что после завтрака будет прогулка, после обеда – дневной сон, а ночь – это когда темно. Поэтому для детей младшего возраста очень важен режим. Благодаря четкому распорядку дня у ребенка закладывается привычка к  планированию: он  начинает представлять себе, что и за каким событием   следует, когда он должен выполнить определенное действие, а также способствует развитию дисциплины и организованности. Взрослея, ребёнок изучает и понимает  часы и календарь, как средство  определения времени, и совместно уже   можно составлять график рабочего дня, объяснять ребёнку для чего он необходим, и готовить ребёнка к самостоятельному планированию и рациональному и осознанному использованию времени. Эти навыки приобретаются обычно к моменту поступления в первый класс.

Именно тогда стоит начать учить ребенка ответственности и планированию дня. Это связано с тем, что начало активной учебной деятельности требует от него умения распределять свои силы, успевать выполнять домашние задания, посещать кружки и секции, не переутомляясь при этом и оставляя время на отдых. В дальнейшем способность ответственно относиться к своему времени даст хорошую основу для формирования таких важных качеств, как организованность, пунктуальность, продуктивность, активность и самостоятельность.

Сколько времени необходимо выделить  для свободно избранной творческой деятельности?

Подразумеваем, что творческая  деятельность – это конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 — 1 1/2 часа, а старшим — 1 1/2 — 2 1/2 часа. Но не увлечение киберпространством.

 Какое же влияние режима дня на здоровье школьников?

Тщательно продуманный и организованный режим школьника, с правильным соотношением труда и отдыха, часов бодрствования и часов сна:

 –предохраняет нервную систему от переутомления;

 –повышает сопротивляемость организма к заболеваниям;

 –обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня;

 –позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки, в конечном счете;

–способствует гармоничному развитию ребенка.

Какой сон должен быть для ребёнка?

Как бы банально ни звучало, но сон – это основной инструмент, с помощью которого необходимо начинать любую  деятельность, особенно обучение.

Общая продолжительность сна для детей 10 – 11 лет составляет 10 часов, для 12—15 лет — 9 часов. Только выпускники могут  спать не менее 8 часов, как взрослые. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности и общей деятельности.   

Мелатонин – это гормон, который вырабатывается в организме человека и регулирует циркадианные ритмы, в том числе суточный ритм сна и бодрствования. Главная  задача мелатонина вечером – позволить организму восстановиться ночью. Ученые называют мелатонин «гормоном ночи». Увеличение его концентрации в крови начинается за 1–2 часа до привычного времени отхода ко сну. В середине ночи концентрация мелатонина максимальная. В предутренние часы уровень содержания гормона снижается, а в течение дня его количество в организме крайне незначительно. Нормальная выработка мелатонина обеспечивает организму легкое засыпание и глубокий сон.  У детей уровень мелатонина в крови выше, чем у взрослых. И норма сна у детей больше, чем у взрослого человека.  Гормон сна – мелатонин является    антагонистом гормона стресса кортизола. При повышенном уровне информационного и бытового стресса  уровень кортизола остается    перманентно высоким, поэтому рано или поздно это начинает разрушать организм и приближать преждевременное    старение. Второй  значимый эффект мелатонина – антиоксидантный.

Есть ли рекомендации по сохранению гормона мелатонина??

Это  соблюдение определенной гигиены сна.

Важно помнить, что мелатонин –  пик выработки  которого происходит   к полуночи и продолжается приблизительно до 4 утра, гормон крайне чувствительный к искусственному освещению. Поэтому вечером нужно избегать яркого искусственного освещения, использования гаджетов, так как синий диапазон света, исходящий от экранов, снижает уровень мелатонина до нуля. В комнате  необходимы плотные  шторы, если попадает уличный свет, не должно быть  светящихся  лампочек  на зарядных устройствах и технике,  так как малейшее мигание может снизить уровень столь ценного гормона.  Мобильные телефоны и планшеты не должны находиться в комнате, где отдыхает ребёнок.

Кто такой «серый кардинал нашего организма, вырабатываемый ночью — гормон насыщения?

Лептин – это гормон сытости, который подавляет аппетит, стимулирует и регулирует энергетический обмен в организме. При дефиците сна его выработка падает на 20%, а чем меньше лептина, тем сильнее чувство голода. Замечено, если человек спал недостаточно, то регулировать аппетит на следующий день становится проблематично.

Поощряйте  и хвалите ребенка за организованность, ответственное отношение к своим делам и четкое выполнение режима, помогайте ему во всём, поддерживайте, будьте для него образцом  организованности и пунктуальности – это станет хорошей средой для формирования у него успешных и деловых качеств.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Новости

Здоровые города и поселки

ЦУР

Профилактика инфекционных заболеваний

Противодействие коррупции

Радиационно-гигиенический мониторинг

О развитии предпринимательства

Внимание! С 26 февраля 2018 года вступают в силу "Общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования", утвержденные Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 "О развитии предпринимательства".

-информация по КЭ

Контакты

8 (01511) 4-36-08
grbercge@mail.grodno.by

Гродненская область, Берестовицкий район, городской поселок Большая Берестовица, улица Ленина, 10
Открыть контакты

Портал рейтинговой оценки

Гендерная статистика

«Здоровый Гродно»

Медицинский портал

Здоровые люди

Год качества

Курсы по гигиеническому обучению организованы на базе Берестовицкого районного ЦГЭ во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от...
Открыть раздел Гигиеническое обучение
Напишите ваш вопрос и мы обязательно вам ответим!...
Открыть раздел Сотрудники
Курсы по гигиеническому обучению организованы на базе Берестовицкого районного ЦГЭ во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от...
Открыть раздел Гигиеническое обучение
The LineAct Platform