На всех этапах физического развития человечества мышечная активность оказывала огромное влияние на формирование организма и физическое совершенствование человека. Еще Гиппократ писал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Физическая культура сегодня рассматривается как основа и движущая сила формирования здорового образа жизни, объединяя многие компоненты: культуру поведения и двигательной активности, здоровое питание, сон, использование факторов окружающей среды, отказ от вредных привычек и др. Она также является средством психической саморегуляции. В качестве повседневной оздоровительной двигательной активности предлагаются оздоровительная ходьба, оздоровительный бег и общеразвивающие упражнения.
Для детей младшего школьного возраста и подростков рекомендуется ежедневная ходьба пешком в школу и домой. Кроме этого, физкультурные занятия и подвижные игры в школе (на переменах, на уроках физкультуры и в секциях), 3-4 раза в неделю подвижные игры после школы. В выходные дни – более длительные пешие прогулки, посещение парка или бассейна, прогулки на велосипеде.
Для студентов рекомендуется ежедневная ходьба пешком (или езда на велосипеде) в учебное заведение или домой, использование любой возможности физической нагрузки: ходьба по лестнице (вместо лифта), различный ручной труд. По будним дням – 2-3 раза в неделю организованные занятия спортом или физические упражнения, посещение спортзала или бассейна.
Взрослые, работающие по найму должны ходить пешком или ездить на велосипеде на работу. Использовать любые возможности физической нагрузки: ходьба по лестнице (вместо лифта), различный ручной труд. По будним дням – 2-3 раза в неделю занятия спортом, упражнения в спортзале или посещение бассейна. В выходные дни – длительные пешие или велосипедные прогулки, плавание, занятия спортом, ремонтные работы по дому, работа в саду.
Взрослые, работающие на дому ежедневно должны применять прогулки, уход за садом или ремонтные работы по дому. Использовать любые возможности физической нагрузки: ходьба по лестнице (вместо лифта), различный ручной труд. По будним дням – иногда занятия спортом, упражнения в спортзале или посещение бассейна. В выходные дни – более длительные пешие или велосипедные прогулки, занятия спортом.
Для поддержания оптимального уровня здоровья следует целенаправленно активизировать адаптационные возможности организма, психофизическое и духовное состояние человека, обеспечив тем самым приспособляемость к воздействиям изменчивой внешней среды. Несоблюдение этих принципов приводит к тяжелым заболеваниям. Трех-, четырехнедельное отсутствие двигательной активности ведет к атрофическим процессам, прежде всего в двигательном аппарате, снижая его возможности на 30% и более. Систематические физические нагрузки тренируют почти все основные системы жизнеобеспечения (сердце, сосуды, легкие, печень, почки) и регулирующие системы.
Каждый орган тренируется интенсивностью своей специфической функции: мышцы – силой и длительностью сокращения, железа – секрецией, нервный узел – частотой импульсов его нейронов и т.д. Все органы тренируются через внешнюю деятельность целого организма, через его нервную и мышечную системы, на которые приходится более 40% основного обмена веществ в организме. При физической работе расход энергии в них составляет до 95% всего энергообмена организма.