Впервые всемирный День защиты прав потребителей отметили 15 марта 1983 г. – через два десятилетия после речи президента США Джона Ф.Кенеди. В своей речи он провозгласил четыре основных права потребителя: на информацию, на выбор, на безопасность и право быть услышанным. Позднее к ним были добавлены еще четыре права: на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей, право на здоровую окружающую среду и право на возмещение ущерба. В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З № «О защите прав потребителей», любой потребитель имеет право на:
− просвещение в области защиты прав потребителей;
− информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях);
− свободный выбор товаров (работ, услуг);
− надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы);
− возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда;
− государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством;
− общественную защиту своих прав;
− создание общественных объединений потребителей.
В 2024 году день потребителя проводится под девизом «Потребитель и предприниматель: доверие для развития».
Каждый человек, живущий на планете, строго индивидуален. Но есть моменты, которые объединяют потребителей. Приобретая товары и услуги, которые необходимы для жизни и деятельности, работы и учебы, быта и отдыха, каждый человек становится потребителем.
Грамотный потребитель – это стимул для субъекта бизнеса выпуска качественного товара и индикатор, который определяет уровень жизни населения страны в целом.
Материал подготовил помощник врача-гигиениста Старостенкова Г.А.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Новости