Профилактика интернет-зависимости в студенческой среде становится особенно актуальной в последнее время, так как в большинстве своём именно среди студентов выявляется наибольшая часть Интернет-зависимых.
Интернет-зависимость определяется психологами как «навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line». Проблема зависимости от сети Интернет достаточно молодая.
Лечение интернет-зависимости
На первый взгляд патологическое пристрастие к интернет может показаться более приемлемым, чем, например, увлечение азартными играми или алкоголизм. Не следует забывать, что в возникновении зависимости виноват не факт наличия интернет, а особенности личности. При смене условий либо в случае, когда сёрфинг в сети перестанет удовлетворять потребности зависимого, на смену интернет может прийти любая другая патологическая склонность. Поэтому цель терапии – не отлучить человека от интернет, а изменить личность, устранить необходимость решения проблем через патологические пристрастия.
Существует ряд сайтов и форумов для оказания поддержки интернет-зависимым людям. Даже в русском секторе интернет создана соответствующая служба психологической помощи. Однако большинство психиатров считает, что эффективным лечение интернет-зависимости может быть только при очном общении со специалистом. Разработаны различные формы как групповой, так и индивидуальной терапии.
Следует понимать, что ответ на вопрос «как избавиться от интернет-зависимости» предполагает длительную работу по психологической реабилитации пациента, выработке у него привычки решать проблемы, а не избегать их.
Основные мишени психотерапевтической работы:
- недостаточный контроль над желаниями, импульсами;
- низкая самооценки;
- отсутствие умения работать с эмоциями, особенно негативными.
Целями лечения интернет-зависимости является повышение адаптируемости пациента в обществе и его самооценки, обучение стратегиям контроля эмоций, прививание навыков заботы о собственном душевном и физическом самочувствии, обучение постановке целей и их достижению.
Методы лечения интернет-зависимости разнообразны. Это может быть работа как с самим зависимым, так и с его окружением, групповая или поведенческая психотерапия.
Когнитивно-поведенческий подход к лечению предполагает выявление деструктивных мыслей и поступков, их фиксация и замена конструктивными. Методы могут быть самыми различными, например ведение дневника с записью времени, уделяемого тому или иному виду деятельности и мыслей, сопровождающих эту деятельность.
Групповая психотерапия при наличии опытного специалиста, осуществляющего незаметное руководство процессом общения в группе, может быть очень эффективной. При таком виде работы возможен обмен мнениями, путями решения проблемы, советами, которые гораздо лучше воспринимаются от такого же пациента, чем от малознакомого психотерапевта.
Работа с семьёй интернет-зависимого является обязательным условием его исцеления. В большинстве случаев у членов семьи таких людей имеются и другие виды зависимостей. Внутрисемейные отношения в этом случае неискренние, в них присутствуют разнообразные манипуляции. При работе с такой семьёй необходимо обучить её членов справляться с собственными зависимостями, оздоровить психологический климат в семье, развить эффективные коммуникации между родственниками.
Профилактика интернет-зависимости
Гораздо эффективнее поиска путей как избавиться от интернет-зависимости – вовсе не допустить её развития. С самого раннего возраста необходимо приучать детей к мысли, что компьютер и интернет – средства образования и работы, а не развлечения. Отношение к компьютеру как к рабочему инструменту – самая результативная профилактика интернет-зависимости.
Важно проведение разъяснительной работы среди школьников начиная с младших классов: лекции, игры, презентации на тему интернет-зависимости. Возможно приглашение групп подготовленных людей из региональных Центров просвещения с разработанными готовыми сценариями агитбригад. Зависимость от интернета больше присуща детям старшего возраста и подростками, поэтому особое внимание следует уделять этим возрастным категориям. Им нужно разъяснять технику безопасности при работе за компьютером с целью сохранения здоровья, информировать их об образовательных ресурсах сети.
Крайне важно предоставлять альтернативные возможности времяпрепровождения: открывать спортивные секции, кружки, организовывать центры досуга. Также есть необходимость повышать психологическую образованность населения, проводить тренинги и обучать преодолению травмирующих ситуаций.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел ФЗОЖ