Режим дня и гигиена сна школьника
С приходом яркой и солнечной осени начинается и учебный процесс. Не секрет, что каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, успешным, образованным, разносторонне развитым, а в дальнейшем – знаменитым. «Все мы родом из детства» – поэтому очень важно правильно настроить ребенка на великие дела, безопасное поведение, как в школьном процессе, так и в повседневной жизни.
Что такое режим дня и почему необходимо его соблюдать школьникам?
Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью. «Время – драгоценное из всех средств» – цитата Теофраста, великого древнегреческого философа, теоретика музыки, одного из создателей ботаники
Режим дня нужен для того, чтобы рассеянность и неорганизованность не стали поглощать время, предназначенное для рационального его использования, в том числе – для отдыха. Режим всего дня – путеводитель разумного и эффективного использования времени. Без навыка успешного планирования своего дня, человек не научится строить планы, рационально планировать свой дневной график. По разумному режиму дня работали творческие люди — Бетховен и Кафка, Жорж Санд и Пикассо, Агата Кристи, Лев Толстой, Генри Джеймс, Чарльз Диккенс и т.д. Эти известные люди, чтобы сосредоточиться, собрать волю в кулак, сесть за работу – и достичь выдающихся результатов, планировали свои действия тщательным образом.
Режим дня – это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Главной задачей распорядка дня является обеспечение высокого уровня работоспособности, так как сам режим составляется в соответствии с биологическим ритмом функционирования организма. К примеру, организм активнее работает в период с 11:00 до 13:00 и с 16:00 до 18:00, поэтому вся важная деятельность должна планироваться именно на эти временные промежутки.
В силу своей физиологической незрелости не для кого не секрет, что дети учатся всему постепенно. Время для них относительно. Для 3-х летнего малыша, который едва представляет себе, что такое «завтра» и не осознает, что значит «через неделю», все события выстраиваются относительно друг друга. Например, ему понятно, что после завтрака будет прогулка, после обеда – дневной сон, а ночь – это когда темно. Поэтому для детей младшего возраста очень важен режим. Благодаря четкому распорядку дня у ребенка закладывается привычка к планированию: он начинает представлять себе, что и за каким событием следует, когда он должен выполнить определенное действие, а также способствует развитию дисциплины и организованности. Взрослея, ребёнок изучает и понимает часы и календарь, как средство определения времени, и совместно уже можно составлять график рабочего дня, объяснять ребёнку для чего он необходим, и готовить ребёнка к самостоятельному планированию и рациональному и осознанному использованию времени. Эти навыки приобретаются обычно к моменту поступления в первый класс.
Именно тогда стоит начать учить ребенка ответственности и планированию дня. Это связано с тем, что начало активной учебной деятельности требует от него умения распределять свои силы, успевать выполнять домашние задания, посещать кружки и секции, не переутомляясь при этом и оставляя время на отдых. В дальнейшем способность ответственно относиться к своему времени даст хорошую основу для формирования таких важных качеств, как организованность, пунктуальность, продуктивность, активность и самостоятельность.
Сколько времени необходимо выделить для свободно избранной творческой деятельности?
Подразумеваем, что творческая деятельность – это конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 — 1 1/2 часа, а старшим — 1 1/2 — 2 1/2 часа. Но не увлечение киберпространством.
Какое же влияние режима дня на здоровье школьников?
Тщательно продуманный и организованный режим школьника, с правильным соотношением труда и отдыха, часов бодрствования и часов сна:
–предохраняет нервную систему от переутомления;
–повышает сопротивляемость организма к заболеваниям;
–обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня;
–позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки, в конечном счете;
–способствует гармоничному развитию ребенка.
Какой сон должен быть для ребёнка?
Как бы банально ни звучало, но сон – это основной инструмент, с помощью которого необходимо начинать любую деятельность, особенно обучение.
Общая продолжительность сна для детей 10 – 11 лет составляет 10 часов, для 12—15 лет — 9 часов. Только выпускники могут спать не менее 8 часов, как взрослые. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности и общей деятельности.
Мелатонин – это гормон, который вырабатывается в организме человека и регулирует циркадианные ритмы, в том числе суточный ритм сна и бодрствования. Главная задача мелатонина вечером – позволить организму восстановиться ночью. Ученые называют мелатонин «гормоном ночи». Увеличение его концентрации в крови начинается за 1–2 часа до привычного времени отхода ко сну. В середине ночи концентрация мелатонина максимальная. В предутренние часы уровень содержания гормона снижается, а в течение дня его количество в организме крайне незначительно. Нормальная выработка мелатонина обеспечивает организму легкое засыпание и глубокий сон. У детей уровень мелатонина в крови выше, чем у взрослых. И норма сна у детей больше, чем у взрослого человека. Гормон сна – мелатонин является антагонистом гормона стресса кортизола. При повышенном уровне информационного и бытового стресса уровень кортизола остается перманентно высоким, поэтому рано или поздно это начинает разрушать организм и приближать преждевременное старение. Второй значимый эффект мелатонина – антиоксидантный.
Есть ли рекомендации по сохранению гормона мелатонина??
Это соблюдение определенной гигиены сна.
Важно помнить, что мелатонин – пик выработки которого происходит к полуночи и продолжается приблизительно до 4 утра, гормон крайне чувствительный к искусственному освещению. Поэтому вечером нужно избегать яркого искусственного освещения, использования гаджетов, так как синий диапазон света, исходящий от экранов, снижает уровень мелатонина до нуля. В комнате необходимы плотные шторы, если попадает уличный свет, не должно быть светящихся лампочек на зарядных устройствах и технике, так как малейшее мигание может снизить уровень столь ценного гормона. Мобильные телефоны и планшеты не должны находиться в комнате, где отдыхает ребёнок.
Кто такой «серый кардинал нашего организма, вырабатываемый ночью — гормон насыщения?
Лептин – это гормон сытости, который подавляет аппетит, стимулирует и регулирует энергетический обмен в организме. При дефиците сна его выработка падает на 20%, а чем меньше лептина, тем сильнее чувство голода. Замечено, если человек спал недостаточно, то регулировать аппетит на следующий день становится проблематично.
Поощряйте и хвалите ребенка за организованность, ответственное отношение к своим делам и четкое выполнение режима, помогайте ему во всём, поддерживайте, будьте для него образцом организованности и пунктуальности – это станет хорошей средой для формирования у него успешных и деловых качеств.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел ФЗОЖ